Четверг, 25.04.2024, 17:00
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Наш опрос
Кто на сайте
Всего ответов: 24
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Переводчик
Поиск
Архив записей
Главная » Статьи » Мои статьи

Алгоритм решения задач по физике
                  Проблема управления мыслительными процессами школьников в ходе обучения всегда была одной из важнейших как в педагогике, так и в психологии. Вопрос о том, как учить учащихся, чтобы они не только получали знания, но и умели думать, занимает умы многих педагогов.
       Знания нужны не сами по себе, а для решения задач, возникающих в практической и теоретической деятельности. Но решение задач возможно только в том случае, если учащийся умеет пользоваться знаниями, владеет соответствующими методами мышления.
       Решение задач в широком смысле этого слова занимает большое место в любой деятельности – практической и теоретической. Чтобы научиться что-либо хорошо делать (изготавливать предметы, конструировать, изобретать, грамотно писать, доказывать свои убеждения, находить причины явлений и т.п.), надо научиться решать задачи: логические, физические, химические, конструкторские, грамматические и пр.   А решение задач требует умения думать. Вот почему обучение умению думать в процессе решения задач – важнейшая сторона подготовки их к практической и теоретической деятельности.
          Но здесь возникает следующая проблема. Задачи, которые выпускник должен уметь решать в ходе своей деятельности, крайне многообразны. Научить решению всех задач, которые могут встретиться в жизни невозможно: их количество практически необозримо. Тем не менее надо подготовить выпускников к тому, чтобы в будущем они умели решать самые разнообразные задачи. Сделать это можно единственным способом: обучая решению конкретных задач, формировать у них достаточно общие методы мышления и вообще деятельности, общие способы подхода к любой задаче, умение искать решение в любой новой ситуации , то есть внедрять алгоритмы -. общие правила решения задач по каждому разделу физики .Большее количество задач по физике приходится на механические, тепловые и электрические явления. Поэтому на первом этапе отработки частных алгоритмов рассматривались задачи по кинематике, динамике, статике, тепловым явлениям  Мы предлагаем  алгоритмы решения качественных , количественных , графических , экспериментальных  и  задач по отдельным разделам физики.
         Хотелось бы подчеркнуть, что вся проведенная работа не даст положительного результата ,если мы не учтем важные психологические аспекты, связанные с любым видом тестирования людей. Ученые-психологи считают, что успешное прохождение геста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого- готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Учитывая это, необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки к сдаче единого государственного экзамена формируя соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы следует проводить не прямо накануне экзаменов, а значительно раньше, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов и в других случаях, не столь эмоционально напряженных. Психотехнические навыки сдачи - экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
                Алгоритмы решения задач

Большинство задач по физике можно условно разделить на качественные, количественные, графические, экспериментальные. Решение каждого вида задач имеет свои особенности.

Для решения качественных задач предлагается следующий алгоритм:

1     этап — внимательно ознакомиться с условием задачи;
2     этап — выяснить, какие тела взаимодействуют;
3     этап — выяснить, о каком физическом явлении или группе явлений идет речь;
4     этап — выяснить состояние тела при начальных условиях;
5     этап — выяснить, что происходит с физическими телами в результате действия физического явления (например, изменение формы, объема или агрегатного состояния, а также силы, возникающие при этом);
6     этап — выяснить, как это сказывается на взаимодействующих телах;
7     этап — ответить на вопрос задачи.
Для качественных задач перечисленные этапы условны. Задачи второго типа — количественные. Это задачи, в которых все физические величины заданы количественно какими-то числами. При этом физические величины могут быть как скалярными так и векторными.
Для успешного решения физических задач этого типа необходимо выполнение следующих этапов:

1     этап — записать кратко условие задачи в виде «Дано»;
2     этап — перенести размерность физических величин в си¬стему «СИ»;
3    этап — выполнить анализ задачи (записать какое физическое явление рассматривается в задаче, сделать рисунок, обозначить на рисунке все известные и неизвестные величины, записать уравнения, которые описывают физическое явление, вывести из этих уравнений искомую величину в виде расчетной формулы);
4    этап — сделать проверку размерности расчетной формулы;
5    этап — сделать вычисления по расчетной формуле;
6    этап — обдумать полученный результат (Может ли быть такое с точки зрения здравого смысла?);
7    этап — записать ответ задачи.
Графические задачи.
К задачам этого типа относятся такие, в которых все или часть данных заданы в виде графических зависимостей меж¬ду ними. В решении таких задач можно выделить следующие этапы:

1    этап — прочитать внимательно условие задачи;
2    этап — выяснить из приведенного графика, между какими величинами представлена связь; выяснить, какая физическая величина является независимой, т.е. аргументом; какая  величина является зависимой, т.е. функцией; определить по виду графика, какая это зависимость; выяснить, что требуется — определить функцию или аргумент; по возможности записать уравнение, которое описывает приведенный график;
3    этап — отметить на оси абсцисс (или ординат) заданное значение и восстановить перпендикуляр до пересечения с графиком. Опустить перпендикуляр из точки пересечения на ось ординат (или абсцисс) и определить значение искомой величины;
4    этап — оценить полученный результат; записать ответ.

Задачи четвертого типа — экспериментальные. Это задачи, в которых для нахождения неизвестной величины требуется часть данных измерить опытным путем. Предлагается следующий порядок работы:

1    этап — прочитать внимательно условие задачи; четко определить цель работы;
2    этап — определить, какое явление, закон лежат в основе опыта;
3    этап — продумать схему опыта; определить перечень приборов и вспомогательных предметов или оборудования для проведения эксперимента; продумать последовательность проведения эксперимента; в случае необходимости разработать таблицу для регистрации результатов эксперимента;
4    этап — выполнить эксперимент и результаты записать в таблицу;
5    этап — сделать необходимые расчеты, если это требуется согласно условию задачи;
6    этап — обдумать полученные результаты и записать ответ.
Частные алгоритмы для решения задач по кинематике и динамике имеют следующий вид.
Алгоритм решения задач по кинематике:

1     этап — внимательно прочитать задачу и проанализировать ее условие, т.е. выяснить характер движения, вспомнить уравнения, описывающие это движение;
2     этап — выписать численные значения заданных величин; выразить все величины в единицах «СИ»;
3     этап — сделать схематический чертеж (траекторию движения, векторы скорости, ускорения, перемещения и т.д.);
4     этап — выбрать систему координат (при этом следует выбрать такую систему, чтобы уравнения были несложными);
5     этап — составить для данного движения основные уравнения, которые отражают математическую связь между изображенными на схеме физическими величинами; число уравнений должно быть равно числу неизвестных величин;
6     этап — решить составленную систему уравнений в общем виде, в буквенных обозначениях, т.е. получить расчетную формулу;
7     этап — выбрать систему единиц измерения («СИ»), подставить в расчетную формулу вместо букв наименования единиц, произвести действия с наименованиями и проверить, получается ли о результате единица измерения искомой величины;
8     этап — выразить все заданные величины в избранной системе единиц; подставить в расчетные формулы и вычислить значения искомых величин;
9     этап — проанализировать решение и сформулировать ответ.
Сравнение последовательности решения задач по динамике и кинематике дает возможность увидеть, что некоторые пункты являются общими для обоих алгоритмов, это помогает лучше их запомнить и более успешно применять при решении задач.

Алгоритм решения задач по динамике:

1    этап — внимательно прочитать условие задачи и выяснить характер движения;
2    этап — записать условие задачи, выразив все величины в единицах «СИ»;
3    этап — сделать чертеж с указанием все сил, действующих на тело, векторы ускорений и системы координат;
4    этап — записать уравнение второго закона Ньютона в векторном виде;
5    этап — записать основное уравнение динамики (уравнение второго закона Ньютона) в проекциях на оси координат с учетом направления осей координат и векторов;
6    этап — найти все величины, входящие в эти уравнения; подставить в уравнения;
7    этап — решить задачу в общем виде, т.е. решить уравнение или систему уравнений относительно неизвестной величины;
8    этап — проверить размерность;
9    этап — получить численный результат и соотнести его с реальными значениями величин.

Алгоритм решения задач на тепловые явления:

1    этап — внимательно прочитать условие задачи, выяснить, сколько тел участвует в теплообмене и какие физические процессы происходят (например, нагревание или охлаждение, плавление или кристаллизация, парообразование или конденсация);
2    этап — кратко записать условие задачи, дополняя необходимыми табличными величинами; все величины выразить в системе «СИ»;
3    этап — записать уравнение теплового баланса с учетом знака количества теплоты (если тело получает энергию, то ставят знак «+», если тело отдает — знак «-»);
4    этап — записать необходимые формулы для расчета количества теплоты;
5    этап — записать полученное уравнение в общем виде относительно искомых величин;
6    этап — произвести проверку размерности полученной величины;
7    этап — вычислить значения искомых величин.


Категория: Мои статьи | Добавил: len16 (11.03.2012)
Просмотров: 2989 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
и
т
о
г
и

г
о
д
а
в
о
п
р
о
с